Федеральный государственный стандарт

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

     Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

- структуре основных образовательных программ, в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему;

-  условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

 -    результатам освоения основных образовательных программ.

     В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

 

Федеральный государсмтвенный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17. октября 2013 г. № 1155)

 

 Приказ Минпросвещения РФ от 21.01.2019 г. № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный стандарт дошкольного образования"

 

 Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 

 

(ФГОС ДО)

Что, как, когда, зачем и почему? …
Понять ребенку надо самому.
А вот создать условия для понимания, -
И есть мастерство воспитания.
Что такое ФГОС ДО?

 

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.

 

Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории, утвержден  Приказом Министерства образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  № 1155 и введён в действие с 1 января 2014 года.

 

 

Стандарт разработан на основе:

  • Конституции РФ.

  • Законодательства РФ.

  • Конвенции ООН о правах ребёнка.

 

Зачем нужен стандарт?
Обучение и воспитание дошкольников в ДОУ осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). ФГОС ДО  -  это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы.
На основе стандарта разрабатываются сама  Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО должен способствовать  повышению социального статуса дошкольногообразования,     обеспечению равенства возможностей  для   каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,   и  сохранению единства образовательного  пространства   Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

Обеспечит ли стандарт дошкольного образования одинаковую для всех подготовку к первому классу?


Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста предлагаются виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться».Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры.


Подробнее о ФГОС ДО
ФГОС ДО  -  это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы. Это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:

  • расширения возможностей развития личностного потенциала и   способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
  • обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
  • приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • реализации вариативных образовательных программ;
  • соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

 

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество Организации с семьёй;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования  соответствие условий, требований, методов  возрасту и особенностям развития);

  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 

Цели стандарта:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования;

  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

 

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы

  • к структуре Программы и её объёму;

  • к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

  • к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования. 

 

 

Результаты освоения ООПДО (основной образовательной программы дошкольного образования) понимаются только как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики.
Тезисы о ФГОС ДО

  • Ребёнка ценят, а не оценивают!

  • Дошкольное детство не призвано к школе, к развитию знаний, умений, навыков!

  • Самоценность детства! Значимо то, что происходит с ребенком сейчас, а не подготовка к следующему периоду!

  • Содействие и сотрудничество ребенка - активного деятеля и взрослого!

  • В ФГОС ДО - главное не результат, а условия!

  • ФГОС ДО направлен на образование и развитие ребенка, через игру и другую понятную, доступную детям деятельность.

  • ФГОС ДО ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребенка.

 

Коментарии к ФГОС ДО

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

Департамент общего образования

28 февраля 2014 год № 08-249

 

Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Во исполнение пункта 1.3. раздела I Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденного Первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк 31 декабря 2013 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет комментарии по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. №30384).

Настоящие комментарии были разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования» на основе вопросов, возникающих у руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и практических работников дошкольного образования.

Приложение: на л. в 1 экз.

Заместитель директора Департамента                                                                                                                                             Ю.В. Смирнова


 

Приложение

Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

 

Комментарии к разделу I пункта 1.3. подпункта 2

В данном пункте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт) содержится указание на разные возрастные возможности детей при разработке и реализации образовательной программы (далее - Программа) в организации, осуществляющую образовательную деятельность (далее - Организация) На практике чаще всего (в условиях организации одновозрастных групп) Программа формируется для детей разного возраста, с разбивкой на этапы освоения: начальный - для детей раннего (младенческого) возраста, завершающий - старшего дошкольного возраста. Разнообразие возрастных возможностей детей требует создания разных условий, что учитывается требованиями Стандарта, же время, данная норма фиксирует приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или ином этапе ее освоения в группе детей, например, при появлении ребенка в группе детского сада в середине/конце освоения Программы группой. В этом случае педагоги должны ориентироваться на интересы, возможности и склонности ребенка, а не на содержание текущего этапа Программы.

Комментарии к разделу II пункта 2.2.

В соответствии с данным пунктом Стандарта, а также с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014), группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной), являющиеся структурными подразделениями дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и ведущие образовательную деятельность, могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования. При реализации нескольких образовательных программ дошкольного образования каждая из них должна быть утверждена Организацией и соответствовать требованиям пункта 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее - Закон), при этом, если образовательная программа для отдельной группы ДОО разрабатывается с использованием примерной основной образовательной программы, обязательная часть образовательной программы группа в соответствии с пунктом 2.12. ФГОС ДО может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую примерную основную образовательную программу. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, в соответствии с пунктом 2.12. ФГОС ДО также может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую методическую литературу, представляющую парциальные программы и/или методические разработки, используемые группой при реализации этой части программы.

Если образовательная программа группы разрабатывается исключительно на основании требований ФГОС ДО без учета примерной (примерных) программ, то обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса, разрабатываются в соответствии с требованиями пункта 2.11.ФГОС ДО.

Комментарии к разделу II пункта 2.5.

Данная норма предполагает, что при разработке образовательной программы (программ) конкретной Организации могут использоваться примерные основные образовательные программы дошкольного образования входящие в реестр примерных основных образовательных программ (статья 12 Закона). Организация (группа) может разрабатывать программы самостоятельно, не опираясь на какую (какие) - либо примерные программы. Употребленный в данном пункте, а также в Законе термин «с учетом» означает право и предоставленную Организации возможность ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке программы (программ) ДОО.

Выбор режима работы дошкольной группы осуществляется Организацией самостоятельно (с учетом объема решаемых задач, мнений участников образовательных отношений). Таким образом обеспечивается соответствие организационных особенностей реализации Программы ее содержанию. Дня обеспечения бюджетного финансирования всего времени работы педагогического и учебно-вспомогательного персонала в группе продолжительность реализации Программы в сутки должна соответствовать выбранному режиму работы группы, что должно быть отражено в Программе. При функционировании в Организации групп с несколькими различными режимами пребывания детей Программа должна учитывать возможность ее реализации в соответствующих группах, либо для каждого режима должны быть разработаны соответствующие программы (при этом, различия этих программ могут быть незначительны). Право реализации нескольких основных общеобразовательных программ закреплено статьей 12 Закона. Программа может соответствовать любому режиму работы группы, не превышающему 14 часов в сутки. В случае, если режим работы группы превышает 14 часов в сутки, Программа реализуется не более 14 часов от всего времени пребывания детей.

Реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг должно регламентироваться договорами (в соответствии с утвержденной примерной формой договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 (направлен в Минюст России на государственную регистрацию). В случае если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации (продолжительность работы группы соответствует продолжительности реализации Программы) получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, в случае если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником, получающим дополнительную услугу. Поскольку дополнительное образование детей также является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно, Организация не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы. Независимо от количества детей в группе для обеспечения реализации Программы требуется создать, в том числе необходимые кадровые условия. При этом финансовое обеспечение кадровых условий определяется в зависимости от нормативного количества детей в группе. Следовательно, временное отсутствие ребенка в группе по причине получения дополнительной образовательной услуги не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра нормативов финансирования. Также, фактическое финансирование  реализации Программы через обеспечение создания требуемых условий, означает, что временное отсутствие ребенка в группе, не влияющее на изменение условий реализации Программы, не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств. В то же время, вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной Организации должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами такой Организации.

Комментарии к разделу II пункта 2.7. (первый абзац)

Указанная норма означает, что содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях - например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.

В то же время, существуют примерные программы, которые подробно расписывают определенное образовательное содержание. Если Организация принимают за основу своей Программы такую примерную программу, следует сделать ссылку именно на эту Программу.

Комментарии к разделу II пункта 2.9. (второй абзац)

Данная статья ФГОС ДО подчеркивает взаимодополняющий характер детского развития в пяти образовательных областях.

Комментарии к разделу II пункта 2.10.

Соотношение частей образовательной программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между обязательной частью программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Надо иметь в виду, что необязательный характер уровня дошкольного образования не позволяет устанавливать жесткое соотношение частей программы ДОО. Стандарт ориентирован на поддержку образовательной деятельности ДОО, как программы позитивной социализации, и индивидуализации детей дошкольного возраста, предполагающей организацию образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, что затрудняет строгое определение объема обязательной части программы в ДОО.

Комментарии к разделу III пункта 3.1.

В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».

Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте.

Комментарии к разделу III пункта 3.2.2. и к 3.4.4.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития наших обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Организаций и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее - ИПР). ИПР является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. №379н.

Объем и содержание услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, определяются Индивидуальной программой реабилитации инвалида.